5 отзывов
+77057001103
Школа для будущих мам: выдумка акушеров-гинекологов или требование времени?
Контакты
Центр психологической помощи и поддержки Селена
Наличие документов
Знак Наличие документов означает, что компания загрузила свидетельство о государственной регистрации для подтверждения своего юридического статуса компании или индивидуального предпринимателя.
+7705700-11-03
+7707675-34-05
Мирошниченко Лариса Владимировна
КазахстанАлматыул. Егизбаева 54Б, уг. Розыбакиева. Кабинет 12, 2 этаж. Рядом здание ISchool/
mlarissa6
Карта

Записаться на прием к специалистам ЦППиП Селена возможно только по телефону. Контакты всех специалистов Вы можете найти на странице Специалисты Центра.

Школа для будущих мам: выдумка акушеров-гинекологов или требование времени?

Школа для будущих мам: выдумка акушеров-гинекологов или требование времени?

Почему в нашем обществе до сих пор отсутствует культура подготовки к материнству? Почему считается, что для профессиональной деятельности нужна специальная подготовка, повышение квалификации, а к отцовству и материнству – нет?

Во время беременности у женщины помимо радости ожидания ребенка появляется множество вопросов, страхов и опасений, которые очень сильно влияют на физиологическое и эмоциональное состояние будущей мамы.

И это отражается на течении беременности, на том, как будут проходить роды, как будут складываться отношения будущей мамы с ребенком. И, конечно же, отражается на том, как этот новый человечек будет воспринимать свою жизнь, сумеет ли он быть счастливым, не будет ли для него жизнь «неприятным сюрпризом», полным тревог, опасений и разочарований.

Будет ли он чувствовать себя в жизни достойным дарить и получать любовь ― или ему придется постоянно доказывать, отвоевывать или клянчить это право на любовь и хорошее к себе отношение?

Все это зависит от того, насколько счастлива и довольна будущая мама во время беременности, на каком уровне она взаимодействует со своим еще не рожденным ребенком, какую информацию она передает ему через свое бессознательное.

На эту тему написано множество работ, проведены исследования. Информации достаточно для того, чтобы к рождению ребенка подойти более осознанно и ответственно, чем это делали раньше. Казалось бы, очевидно ― в наше время, когда есть реальная возможность повлиять не только на течение беременности и родов, но и на способность своего ребёнка быть счастливым, нужно этой возможностью воспользоваться.

К тому же, для этого создаются условия, когда женщина может получить необходимую информацию от профессионалов (врачей и психологов) при непосредственном контакте, а не выискивая ее в Интернете или расспрашивая уже рожавших женщин, ― что, как показала практика, очень сильно вредит и ребенку, и беременной женщине, приводя ее к депрессии, осложнениям в родах, и различным заболеваниям.

В наше время в каждой поликлинике, в больницах, где наблюдаются и лечатся беременные женщины, есть занятия по подготовке к родам. В психологических центрах существуют специальные курсы для беременных, где они могут получить в доступной и правильной форме интересующую их информацию, пообщаться с другими женщинами, получить эмоциональную поддержку. Все это делается для того, чтобы и беременность, и роды, а также период воспитания младенца и переход к новой роли матери проходили при наиболее благоприятном эмоциональном состоянии.

Однако посещаемость занятий (даже бесплатных) по подготовке к родам очень низкая (по сравнению с общим числом беременных женщин). Акушерам-гинекологам приходится тщательно следить за тем, чтобы беременные посещали такие занятия – ведь от этого сильно зависит течение беременности и исход родов. Хотя, казалось бы, кому, как не будущей маме заботиться об этом…

Почему же так происходит? Почему в нашем обществе до сих пор отсутствует культура подготовки к материнству?

Почему считается, что для профессиональной деятельности нужна специальная подготовка, повышение квалификации, а к отцовству и материнству – нет?

Посчитайте, сколько времени и средств вы тратите на обучение специальности ― и сколько на подготовку к роли мамы? Может, поэтому растет количество трудных подростков, психически травмированных с раннего возраста детей, детей-наркоманов и алкоголиков? Возможно, из-за этого современным детям все труднее адаптироваться в социуме, успевать за постоянно меняющейся информацией и требованиями мира? Может, поэтому у нас все больше отчаявшихся родителей, не знающих, почему их ребенок не может приспособиться к взрослой жизни – ведь они же, родители, приспособились, почему он(она) на может? Похоже, природа уже справляется не полностью, в наш век Интернета и нано технологий ей уже требуется помощь и специальная подготовка.

Однако в том, что будущие мамы не очень активно посещают занятия для беременных, естьпричины. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся.

1. Некоторые женщины даже в наше время относятся к нерождённому ребенку как к несуществующему (хотя уже давно существует пренатальная психология, которая изучает психику ребенка до рождения). То есть, пока ребенок не родился ― он отсутствует. Соответственно, к нему не надо относиться так, как будто он уже есть и нуждается в определенном не только физиологическом, но и эмоциональном комфорте. Часто это связано со страхом потерять ребенка, родить мертвого или потерять его в первые дни после рождения. Конечно же, больше всего этого боятся женщины, у которых такое уже случалось, и они в качестве психологической защиты предпочитают не привязываться к еще не рожденному малышу, тем самым лишая развивающегося ребенка необходимой ему эмоциональной поддержки.

2. Женщина идет на поводу у суеверного страха и примет, часто навязанных старшими родственниками. Например: не покупать ребенку ничего, пока он не родится, не обставлять его комнату, иначе с ребенком что-нибудь случится. Ну, и не ходить на занятия по подготовке к родам и материнству, конечно же. Очевидно, что такие поверия появились в те времена, когда смертность рожениц и новорожденных была очень велика. Но сейчас другое время, медицина с тех пор ушла далеко вперед, и материнская и детская смертность сейчас гораздо ниже, чем была раньше.

3. Страх самих родов ― как правило, боли. И как следствие, нежелание встречаться с этим страхом, избегая адекватной профессиональной информации о процессе беременности и родов. К сожалению, этот страх часто заставляет женщину либо вообще избегать этой темы, либо выискивать из всего потока информации негативную, травмируясь и пугаясь еще больше. Таким образом, этот страх накапливается в психике, очень сильно осложняя беременность, развитие ребенка и сами роды. Такой патологический страх может появиться благодаря полученной негативной информации из Интернета, от родных или подруг, в больнице (если женщина лежала на сохранении), из личного опыта рождения (известного из рассказов родных либо из подсознательных воспоминаний), из семейного опыта родов (если в семье, а в особенности в разных поколениях, были сложные роды), из опыта сложного рождения старших детей и т.д.

4. Инфантильность, психологическая незрелость будущей матери. Неспособность ее самостоятельно принимать решения о том, как вести себя во время беременности, а часто вообще в жизни. Это делает женщину пассивной и зависимой от мнения близких и друзей, которые могут ее убеждать не посещать занятия по подготовке к родам и даже всячески препятствовать этому по разным личным причинам (в первую очередь – желание управлять ее жизнью и жизнью ребенка).

5. Пассивность, связанная с психотравмирующими обстоятельствами или семейными отношениями. Физиологические изменения, связанные с беременностью, вместе с недовольством семейными отношениями или с перенесенным стрессом как будто бы отбирают у женщины все силы, и ей уже «вообще ничего не хочется». Можно не заметить, как такая пассивность перейдет в депрессию. И здесь самое разумное решение – выходить их дома и посещать курсы для беременных.

6. Нежелание рожать ребенка. Понятно, что если женщина в принципе ребенка не хочет, а пошла на этот шаг из определённых соображений (например, настаивали родственники или муж); или это незапланированная беременность; или она не хочет ребенка именно от этого мужчины, то она и не будет готовиться к его появлению. Тем самым, если малыш все-таки родится, мать сделает несчастным и его, и себя. Объективно ребенок-то не виноват в проблемах матери (например, в том, что у нее сложились определенные обстоятельства или в том, что она не предохранялась), а будет винить себя всю жизнь.

Сейчас уже известно, что дети приходят в этот мир не только с определенными генетическими задатками, но уже и с определенным жизненным опытом, полученным до рождения, – опытом взаимодействия с мамой, папой, родными и даже друзьями и коллегами беременной женщины, и, конечно же, опытом своего рождения. Есть теории, говорящие о том, что ДНК человека несет в себе опыт рода обоих родителей. И этот опыт оказывает неизгладимое впечатление на всю оставшуюся жизнь человека. Если ранее считалось, что ребенок приходит в этот мир с абсолютно «пустой» психикой, то сейчас уже доказано, что это не так.

И не готовиться к приходу ребенка в наш мир, не обеспечить себе комфортную беременность без стрессов, роды с минимумом болевых ощущений, не подготовиться к будущей роли матери, которую женщина будет выполнять многие годы – это значит сделать себе и своему ребенку только хуже.

Ведь сейчас дети стали другими, их эмоциональные потребности изменились, уровень умственного и эмоционального развития стал другим по сравнению с детьми предыдущих поколений. И заботиться об этом в наше время нужно с первых дней зачатия ребенка, а не с первых дней его рождения, иначе почти целый год общения и воспитания будет упущен.

Какую же пользу можно получить на курсах подготовки к родам и материнству?

  1. Профилактика послеродовой депрессии. У тех, кто ходил на курсы, эпизодов развития депрессии значительно меньше. Поскольку формируется другое отношение к беременности, родам и периоду воспитания грудничка. Ведь что делать с ребенком, когда он начнет ходить ― это как-то более или менее понятно. А вот что делать молодой маме на первых порах жизни своего ребенка – как-то не очень. И молодые мамы оказываются в затруднительном, можно сказать, беспомощном положении, особенно если они полагают, что им не на кого опереться.
  2. Легче идет адаптация к новой роли матери. Происходит переход из состояния «женщина без ребенка» в состояние «мама». А это уже новое осознавание себя, смысла жизни, смена образа жизни. Для неподготовленной женщины это не всегда происходит так легко, как предполагалось. Многие об этом и не задумываются, а потом не могут понять, откуда происходит снижение настроения, проблемы в отношениях с мужем и негативные чувства к ребенку. Все это приводит к тому, что сильно возрастает чувство вины, которое может «задержаться» в жизни молодой мамы на много лет.
  3. Курсы помогают создавать положительное восприятие мира и жизни у вашего еще не рожденного ребенка. Соответственно, он будет более устойчив к стрессам и лучше к себе относиться. И у него появляются все шансы быть более счастливым, поскольку это будет заложено на самых ранних стадиях развития и соответственно – более устойчиво.
  4. Возможно  снизить страх перед болевыми ощущениями в схватках и родах. Страх и паника могут усилить боль практически на 90%. Есть множество женщин, довольных своими родами. «Я родила прекрасно, как в сказке». Может, и вы тоже так хотите говорить о рождении своего ребенка, не обманывая никого при этом? Научиться чувствовать свое тело и управлять им в процессе схваток и родов, оставаясь в спокойном и осознанном состоянии? Это также относится и к женщинам, которым по медицинским или иным показаниям будет проводиться операция «кесарево сечение».
  5. Вы сможете научиться опираться на свои собственные ощущения и мнения.Научиться ограждать себя от негативной информации, восприятие которой, к сожалению, может усиливаться именно во время беременности. Узнать источники негатива и как их блокировать. Как не реагировать на людей-негативщиков и вообще не подпускать их к себе.
  6. Строить контакт с малышом уже до родов, передать ему на клеточном уровне свои позитивные эмоции и любовь. Стать лучшей матерью своему ребенку.
  7. Перестать думать и пугаться предполагаемой по каким-то причинам потери ребенка (по возможности снизить этот страх до минимума). Научиться любить своего ребенка, пусть даже не рожденного, а не тогда, когда он станет таким, каким вы ожидаете его видеть (ведь так можно ждать и до его старости).
  8. И еще многое другое…

Конечно, программы курсов отличаются и могут включать не все вышеперечисленные пункты. Но основные моменты вы все-таки сможете узнать на групповых занятиях, а индивидуальные вопросы задать отдельно врачу или психологу.

К сожалению, такие занятия – не гарантия того, что все пройдет идеально, но практика показала: у тех, кто их посещал, получал необходимую и грамотную информацию и эмоциональную поддержку, шансов на хорошие роды и гармоничный первый год жизни младенца гораздо больше.

Важно во время беременности:

  • быть активной,
  • уделять себе достаточно времени,
  • общаться с людьми,
  • посещать занятия по подготовке к родам,
  • не поддаваться лени и пассивности,
  • внимательно следить за своим физиологическим и психическим состоянием,
  • обращаться за помощью и информацией к профессионалам.

Тогда у вас появятся новые знакомые, новые возможности, и ваша беременность будет проходить насыщенно и интересно, а воспоминания о родах будут хорошими, и опыт рождения ребенка – позитивным.

С уважением, Мирошниченко Л.В. 

vkontakte facebook twitter
Предыдущие статьи