5 отзывов
+77057001103
Бросить курить – легко. А как не начать снова?
Контакты
Центр психологической помощи и поддержки Селена
Наличие документов
Знак Наличие документов означает, что компания загрузила свидетельство о государственной регистрации для подтверждения своего юридического статуса компании или индивидуального предпринимателя.
+7705700-11-03
+7707675-34-05
Мирошниченко Лариса Владимировна
КазахстанАлматыул. Егизбаева 54Б, уг. Розыбакиева. Кабинет 12, 2 этаж. Рядом здание ISchool/
mlarissa6
Карта

Записаться на прием к специалистам ЦППиП Селена возможно только по телефону. Контакты всех специалистов Вы можете найти на странице Специалисты Центра.

Бросить курить – легко. А как не начать снова?

Бросить курить – легко. А как не начать снова?

Эта статья не о вреде курения, - об этом и так все знают, а о том, что есть такого в этой привычке, что заставляет людей снова и снова возвращаться к ней, испытывая при этом различные негативные чувства по отношению к самому себе.

-Что значит для Вас бросить курить?

- Это означает для меня стать свободным.

- Это значит стать независимой от этой привычки, т.е. не курить тогда, когда я на самом деле не хочу курить, и не думать о сигаретах.

-Это значит, что я смогу победить что-то в себе, заставляющее меня брать сигарету независимо от моего настоящего желания.

- Это значит, что я смогу лучше владеть собой, делать то, что я хочу, а не то, куда меня тянет, и курение не сможет властвовать надо мной

- Это значит, что мне не нужно будет больше заботиться о том, где покурить, с кем, о запахе изо рта и от одежды, в особенности, если мои деловые партнеры не курят. Я не буду отвлекаться на сигареты во время работы, я смогу лучше сосредоточиться на делах, а не на желании курить. Я стану свободнее.

- Это значит, что я просто не буду думать о сигаретах и не буду испытывать желание курить, даже если окружающие будут курить как паровоз, но мне не надо будет идти с ними каждый раз, когда меня зовут в курилку.

- Я перестану чувствовать себя, как будто я запрограммирована и зависима, Я сама буду владеть собой, а не тяга к курению будет руководить мной. Мне не надо будет тащиться курить, особенно если это не к месту.

- Это улучшит мои отношения с моим некурящим супругом, между нами исчезнет этот камень преткновения. Да мне и самой надоело постоянно чувствовать себя виноватой, слабовольной и раздражаться на себя из-за этого. Я хочу освободиться от этой привычки.

И так далее…

И это только некоторые, ответы людей, обращающихся за помощью,  чтобы бросить курить. Как правило, основная мотивация клиентов лежит в ключе обретения независимости. В общем, если посмотреть эти ответы, то главный приз человека, избавившегося от привычки курить – обретение свободы, получение независимости от какой-то нежелательной программы, тяги, навязчивого поведения, навязчивых мыслей и реакций организма. Больше и лучше владеть и управлять собой. Стать хотя бы в этом свободным и независимым. Стать собой, а не запрограммированным на курение созданием.

Эта статья не о вреде курения, ― об этом и так все знают,  а о том, что есть такого в этой привычке, что заставляет людей снова и снова возвращаться к ней, испытывая при этом различные негативные чувства по отношению к самому себе. Ведь, казалось, что сигарета – это не наркотик, не алкоголь, и отвыкнуть будет очень просто. Но тяга к курению оказывается столь непреодолимой, что человек снова берет сигарету, придумывая себе различные оправдания, либо не придумывая ничего, а просто, где-то в глубине души, признавая в очередной раз свое поражение.

Так что же является этим настолько трудно преодолимым (но все-таки преодолимым при правильном подходе) условием, благодаря которому образуется и поддерживается тяга к курению?

Собственно сам процесс курения можно разложить на две основные составляющие:

1.Потребность в сигарете как таковой, в веществах, которые она поставляет в организм, и в том влиянии, которое эти никотин, смолы, ароматизаторы, и другие элементы, которые образуются от сгорания листьев табака и бумаги, оказывают на обмен веществ. То, что называют «никотиновая зависимость».

2.Потребность в курении как ритуале, выполнять который хочется снова и снова, и даже когда нет желания вдыхать сигаретный дым, присутствует тяга выполнять этот ритуал. Иными словами, навязчивая потребность человека реализовывать свое зависимое поведение.

Первая составляющая, а именно «никотиновая зависимость» часто используется курильщиками в качестве оправдания своего зависимого поведения. И многие искренне верят, что именно потребность в никотине заставляет их курить. В таком случае почему же никотиновые пластыри столь малоэффективны, можно сказать практически неэффективны (за исключением редких случаев самовнушения)? Почему для того, чтобы бросить курить, никотинового пластыря абсолютно недостаточно? Почему вместо того, чтобы курить все более крепкие сигареты (ведь при химической зависимости есть потребность увеличивать дозы вещества, вплоть до смертельных), курильщики часто переходят на легкие и тонкие и совершенно не страдают от нехватки никотина? Может быть потому что «никотиновая зависимость» ― это миф, неправильно понятые, а может, и специально неверно донесенные коммерческими структурами результаты исследований? Ведь чем больше человек верит в никотиновую зависимость, тем больше он сам себя убеждает в том, что он «попался», и, соответственно, его вера в избавление от привычки курить уменьшается – и он смиряется, и снова и снова покупает сигареты, освежители дыхания, жевательные резинки, периодически никотиновые пластыри (когда в очередной раз решает бросить курить), а потом снова сигареты и т.д. Вера людей  в никотиновую зависимость настолько велика, а сама эта зависимость настолько разрекламирована, что позволяет существовать целым корпорациям, выпускающим табачную продукцию и сопутствующие товары.

Но сигареты все-таки не наркотик.  И для того, чтобы никотин так прочно встроился в обмен веществ, в день нужно выкуривать несколько пачек очень крепких сигарет, причем без фильтра, а лучше как раньше, завернуть махорку в газетку, чтобы обеспечить наиболее полное попадание нужного количества никотина в организм. Да и себя нужно приучить к никотину – он же не сразу в обмен веществ не встраивается. Редко кто в наше время курит в день по несколько пачек «Беломорканала» и подобных им изделий. Тем более, если вы выкуриваете в день меньше сигарет, они с фильтром, а если сигареты еще и облегченные, то никакой никотиновой зависимости у вас нет. И на самом деле потребности в сигарете собственно как сигарете (т.е. во вдыхании дыма от горящих листьев с ароматизатором ментола, яблока, и пр., в том числе уже теперь и с ароматизатором табака, завернутых в бумажку) у вас нет.

 И держитесь вы за эту привычку по другой причине. И эта причина заставляет вас игнорировать послания организма о том, что он не хочет вдыхать этот дым. Вспомните, в начале своей «карьеры курильщика» сигареты вам, скорее всего, не нравились (за редким исключением), вы  кашляли, задыхались, они были «невкусными», но по какой-то причине вы заставили себя привыкнуть. Люди ко всему привыкают, если убеждают себя, что это им нужно, – уринотерапия, например. Таким образом, привыкание к никотину не является ведущим фактором в образовании и закреплении зависимости от курения, по одной простой причине – у многих курильщиков в наше время нет никотиновой зависимости. Иначе никотиновые пластыри запросто избавили бы всех желающих от курения.

Но курить-то хочется. Причем процесс работы тяги к курению один и тот же, как у тех, кто курит много, так и у тех, кто выкуривает 1-2 сигареты в день, и также у тех, кто выкуривает 1 сигарету в неделю. Человек курящий зависим от курения – и количество выкуриваемых сигарет не имеет значения. Но раз не никотиновая зависимость, что же тогда?

Тогда остается курение как ритуал, или как навязчивое поведение. Но в чистом виде курение как ритуал существовало, например, у древних индейцев – трубка мира. А у современного курильщика ритуал курения имеет характер навязчивости, невроза. В данном случае само навязчивое поведение обозначается ритуалом в целях оправдания своей зависимости («Перед началом работы я всегда курю» ― говорят практически все курильщики. Т.е. создается ритуал – хочешь или не хочешь, курить перед началом работы теперь надо). И тогда понятия ритуал и зависимость становятся равнозначными по значению и лишают человека свободы выбора – курить или нет. Потому что выбор, за редким исключением, в пользу того, чтобы покурить. Например, даже если человек опоздал на работу, и его ждет выговор от начальства, он, скорее всего перед началом быстренько, но покурит. Не получив от этого ни удовольствия, ни спокойствия, ни сосредоточенности, ― ничего. Он получит лишь иллюзию снятия нервного напряжения, хотя на самом деле напряжение наоборот, возрастает. Но ритуал выполнит. Потому что зависим. А если и не покурит, то сделает это в первый же удобный момент, потому что невыполненный ритуал будет беспокоить. 

И поэтому человек, который хотя бы немного осознает и чувствует себя, ― понимает, что он делает что-то не то, понимает, что рад был бы избавиться от этой привычки, но проще смириться, сделать вид, что так и надо (многим удается весьма успешно убедить в этом и окружающих и себя), потому что бросить курить – задача  действительно сложная. Для кого это легко – тот уже не курит. И человек внешне как бы принимает эту зависимость (а многие даже боятся назвать курение зависимостью, сопротивляются, убеждают себя, что это не так, что они курят по собственному желанию),  но где-то в глубине души все-таки живет надежда на освобождение.

Почему же курение является нездоровым, невротическим поведением? Почему же мы не можем назвать его просто вредной привычкой и остановиться на этом? Основным признаком невротического навязчивого поведения является наличие неудовлетворенной и, как правило, неосознаваемой, психологической потребности, может быть, психотравмы, и постоянно повторяющихся однотипных поведенческих попыток удовлетворения этой потребности, которые никогда не приводят к желаемому результату. Если образно, как будто человек тревожится из-за того, что хочет есть (а все тревожатся, когда голодные, потому что включается механизм поиска пищи), но вместо этого выпил снотворное и лег спать.  Вроде бы тоже успокоился, но проснется все равно голодным. Можно опять выпить снотворное, и опять успокоиться и заснуть – таким образом создается иллюзия достижения цели – в данном примере ― спокойствия. Но сколько ни ложись спать, не насытишься, пока не поешь. То же с курением. Создается иллюзия снятия психического напряжения от неудовлетворенной внутренней потребности (например, это потребность в безопасности, в принятии,  в любви, в снятии тревоги, в отдыхе). Человек что-то постоянно делает (в нашем случае курит), вроде бы есть подобие результата, часть напряжения иллюзорно снимается. Но внутренняя неудовлетворенная потребность, или нерешенная проблема, или открытая и забытая душевная рана, дает о себе знать снова и снова, и человек опять берет сигарету в иллюзии, что это поможет, но на самом деле сигарета не помогает никогда, а только отдаляет от желаемого результата.

Почему не помогает? Во-первых, потому что, как правило, непонятно, что это в принципе за потребность.  Проще всего это выяснить в работе с психологом, т.к. самостоятельно понять практически невозможно – слишком много внутреннего сопротивления этому пониманию. И все таки, каждый раз, когда вы бреете сигарету, спросите себя: «А чего же я хочу в действительности?»

Во-вторых, нужно искать тот способ удовлетворения истинной потребности, который будет по-настоящему эффективным. Самостоятельно это также сделать нелегко, можно запутаться. Например, некоторые курильщики говорят, что сигарета помогает им устанавливать контакт с окружающими, находить друзей  т.п. Но есть множество способов обзавестись хорошими друзьями, устанавливать контакт и без курения. Другой вопрос – знает ли об этом человек, и, если знает, почему не использует, или не хватает коммуникационных навыков? Или это очередная иллюзия, созданная неврозом? Иллюзия, что совместное курение позволяет улучшить общение. На самом деле, если у человека хорошие коммуникационные навыки, тогда курение тут вообще ни при чем (но курильщик-то думает иначе! Вот в чем зависимость). Это как если бы человек, у которого все в порядке с ногами, внушил себе, что с костылями он ходит лучше.  А если навыки общения не развиты, то в установлении качественного контакта курение не поможет – как только исчезнет эта маленькая связывающая деталь – как только сигарета будет докурена, ― контакт прервется все равно. Тогда нужно озаботиться своими способами устанавливать контакты с окружающими, а не опираться на сигарету, как на костыль – она все равно не улучшит навыки общения. Таким образом, курение, как и любой невроз, только создает иллюзию, что человек получает то, что он хочет. На самом деле курение никак не может удовлетворить истинную потребность человека, если только эта потребность не заключается в том, чтобы подышать насыщенным смолами и химикатами дымом, и если у человека не включена психологическая программа самоуничтожения.

В-третьих, информация о действиях во время процесса курения «записывается» в теле на уровне условных рефлексов, заякоряется. Соответственно, при определенном внешнем или внутреннем стимуле тело как будто говорит: «Возьми сигарету, затянись, покури», руки вспоминают движения при курении, вспоминается вкус и запах, ощущение сигареты во рту, вспоминается чувство при затягивании сигаретой,  вдыхания и выдыхания дыма и т.д. А если все это вдобавок подкрепляется личным позитивным восприятием процесса курения, то закрепление и воспроизведение информации в теле идет гораздо быстрее. Внешним стимулом может быть что угодно: начало или конец рабочего дня, перерыв на обед, приглашение покурить (а вам до этого не хотелось), вид сигаретной пачки, курящего человека, социальная реклама о вреде курения и т.д. Внутренним стимулом может быть любое состояние эмоционального возбуждения, как отрицательного, так и положительного. Обычно внешний и внутренний стимулы работают параллельно, соответственно, они сливаются в восприятии, и разделить их тоже нелегко. А это нужно опять же для выяснения истинной потребности. Все выглядит просто как обычный условный рефлекс, и действие происходит почти что автоматически, человек, не задумываясь о том, что и зачем он делает, просто идет в очередной раз курить. А потом задумывается и ругает себя, потому что опять действовал как запрограммированный.

В-четвертых, привычка курить прикрепляется к незрелой, инфантильной части личности, т.е. к наиболее слабому и незащищенному, а часто травмированному месту. Соответственно, самый лучший выход из ситуации – повзрослеть, личностно вырасти или «подлечить» своего внутреннего ребенка. И тогда зависимости будет не на чем «осесть». А это лучше сделать в условиях психотерапии, индивидуальной или групповой. Можно и самостоятельно, если знаете, как. Можно бросить курить усилием воли или при помощи кодирования, но без изменения структуры личности, без изменения детской части личности, на место курения может либо прийти другая зависимость (еда, например), либо усилится общий уровень тревожности и невротизации человека, и тогда он после перерыва (а иногда достаточно большого) снова вернется к курению. А если нет, тогда будет развиваться другой невроз. По принципу «свято место пусто не бывает» ― курение ушло, активизировались другие невротические отклонения.

Как вы видите, курение – это не легкое баловство, а серьезный невроз, затрагивающий и изменяющий многое в личности человека, причем на очень глубоких уровнях психики. Именно поэтому эта, казалось бы, невинная привычка становится такой прилипчивой, опутывающей человека, лишающей его свободы, власти над самим собой, блокирует его личностный рост и мешает созреванию личности. Человек внутри себя это чувствует, он не хочет зависимости, и поэтому надежда избавиться от курения все-таки живет в нем. Пусть маленькая, робкая и часто подавляемая, но живет. Но, как вы увидели, к вопросу избавления от привычки курить нужно подходить комплексно, рассматривая все аспекты этого процесса, и по необходимости меняя что-то в структуре личности. Часто для этого нужны поддержка и сопровождение профессионального психолога, чтобы обойти все подводные камни на сложном, но заманчивом пути от зависимости к свободе.

С уважением, Мирошниченко Л.В. 

 

 

vkontakte facebook twitter

Журнал «Қызықты психология», №9 2013г., г. Алматы

Предыдущие статьи